Наш возраст — в наших мозгах

Виктория Анушкина приехала в Таллинн почти 4 года назад. Эстонию для переезда Виктория с семьёй выбрали осознанно, объездив до этого много стран Европы. До этого она работала руководителем в Сбербанке и последние годы – руководителем высшего звена в Райффайзенбанке и у неё в подчинении побывало около 250 человек. Казалось бы —  сногсшибательная карьера в Москве, семья, перспективы… и она бросает всё это.

Почему?

«Когда наступает момент, что нет ни времени, ни желания тратить заработанные деньги, а у ребёнка замечаешь привычки няни, надо остановиться и подумать – ДЛЯ ЧЕГО я делаю то, что делаю? У меня тоже наступил такой момент. Организм мне подал несколько недвусмысленных сигналов: Вика, остановись!».

И вы прямо вот так взяли и послушали? А работа? А Райффайзенбанк? Многие же только мечтают о таком.

«Я не говорю, что было легко, но надо уметь меняться. Нельзя ни о чём жалеть, что пройдено —  то пройдено и это великий опыт жизни. Кстати, человек меняется или в процессе эволюции или революции. А если мы говорим о руководителях, то для них это умение меняться особенно важно. Иначе среда просто выпихнет такого руководителя, либо организм примет решение самостоятельно. Мир сегодня настолько стремительно меняется, что умение идти в ногу со временем становится ключевым. Да, нас раньше учили много, упорно учиться и работать, нам объясняли, что только это может привести к успеху. Но посмотрите на сегодняшнюю молодёжь? Это вообще не про них! Для молодых долгий и упорный труд – кабала. Им надо быстро и сейчас. Они привыкли, что все доступно и возможно (спасибо новым технологиям). И не потому, что они ленивые или безответственные, они просто уже – другие. Раньше начальник был авторитетом, обладал знаниями и опытом, а сегодня? Интернет, YouTube – знания стали доступным всем, поэтому молодёжь не приемлет иерархию. Для них это не работает. Либо партнёрство и взаимоуважение, либо – никак. Они не приемлют навязанные сверху правила и стереотипы. Это как брак по расчёту, может какое-то время существовать, но будущего у такого союза нет».

Мы подошли к теме, на которую вы будете рассказывать на семинаре?

«Да, я расскажу о поведенческих особенностях представителей разных поколений, но если честно, то лично я считаю это подразделение на X,Y и Z – очень условным. Всё у человека в голове. Есть молодые, которые боятся перемен, т.н. «удобные» люди, есть люди, вступившие уже в шестой десяток, но постоянно меняющиеся и работающие над собой. Наш возраст —  в наших мозгах».

И всё-таки, есть какие-то основные черты, характерные для представителей того или иного поколения?

«Для молодых сегодня нет ничего невозможного. Я тут вспомнила историю, которая может стать показательной: в одной американской школе ученики нашли какую-то рукопись в библиотеке, для расшифровки которой нужна была транскрипция, находившаяся только в Британском музее. Учитель вздохнул, мол, не судьба, расшифруем как-то в другой раз. Один ученик, увлёкшись этой работой, связался с Британским музеем и на утро уже получил по мейлу руководство к расшифровке. Понимаете, для них нет сегодня ничего невозможного, у них всё быстро, всё – сейчас. И это нормально. Они занимаются тем, чем хотят, а деньги и успех прилагаются, когда делаешь то, что нравится. Для них самая сложная и основная задача —  отфильтровать важное: что мне интересно, что мне надо. Поток информации настолько сейчас велик, что они это делают уже на автомате. Поэтому, зачастую, кажется что они поверхностны и не слышат нас.  Они не боятся потерять работу, как представители более старшего поколения. Удаленная и работа freelance все более для них предпочтительны. Особо продвинутые выбирают работу, где есть миссия, которая меняет/помогает миру, природе. Это некая самодостаточность поколения. Когда человек самодостаточен, наполнен, он уже готов отдавать».

Получается, что руководители старшего поколения должны серьёзно задуматься?

«Ну процесс смены поколений всё равно неизбежен. Хорошо, когда руководитель, какого бы возраста он не был, понимает это. Если же руководитель боится, что кто-то станет лучше его, боится, что его подсидят, боится в себе что-то поменять, то… пора уходить. Хороший руководитель всегда найдёт чем заняться, у него запасено куча планов где себя применить, для него высшее достижение, когда его подчинённый перерастает его. У хорошего руководителя система работает и без его вмешательства».

И что это получается, если все станут хорошими руководителями, то их и не надо будет?

«Я бы не говорила так категорично. Они нужны, но роль у них и функции должны быть иными. В последнее время я учусь создавать «живые компании». Этому направлению в мире пока 12-15 лет и компании эти пока плохо описаны. Но по сути, да, там не нужен руководитель в той его роли как сейчас. В таких компаниях этот человек – коуч или ментор. Они «живые» потому, что растут и развиваются органически, как дерево, например. Такие компании функционируют сами по себе задавая себе вектор развития и в этом заключена мощнейшая, бомбическая энергия — коллаборация».

…а что же тогда руководителям делать? А все теории по управлению персоналом? Что же это получается, всё зря?

«Не зря. Просто это очередной этап, который пройден и требует пересмотра. В любом случае переход на «живые» компании не случится быстро, а в некоторых фирмах может и вообще не произойти. У нас пока ещё слишком много стереотипов и «чемоданов», чтобы вот так взять и перейти всем дружно на систему «живых» компаний. Помните, как вас бабушка в детстве постоянно кормила? Почему? Потому что сама в детстве голодала. Должно пройти время, измениться сознание. Либо вы как руководитель начнете меняться и компания тоже будет меняться. Беда наших руководителей в том, что они не умеют слушать и слышать, не верят в своих людей, не применяют инструменты фасилитации, а без этого «живую компанию» не создать. Зачастую, большая часть руководства применяют указания и гиперконтроль, что не дает проявлять свои навыки и таланты сотрудникам. Я уже говорила о том, что умение меняться — великое искусство и не каждому это дано, но это навык, ему можно обучиться. Однако, проблема будущего в том, что тут нет «золотой середины»: нужно или меняться, или закрываться. Среднего не дано. Быть немножко «живой» и немножко «деспотичной» не получится».

 

Arendusjuht oksana@eestikonverentsikeskus.ee

All posts Previous Next